Человек и весь окружающий мир как 2 полностью созвучные реальности – это основа философии Древнего Китая. Истоками древнекитайской философии является мифологическое мнение о том, что вся природа, как небо и земля, не просто представляют собой нечто божественное, но также образуют единое целое, в котором и существует человек. И люди – часть этого мира. Из этой же среды выделяется и основной, правящий миром, принцип, представляемый персонифицировано.
Речь о том, что первопредок или первый правитель называется шан-ди, либо же словом «небо», то есть, тянь. Чаще всего его называют именно «тянь». В каждом месте и предмете, в каждом явлении есть свои демоны. Они, как и духи, сильно влияют на жизнь и на поведение людей, а также могут приоткрывать тайны грядущего. Почитание всех предков обусловило появление их культа, а следствием явилась консервативность в мышлении и во всех проявлениях культуры Древнего Китая.
Ранние корни таких представлений зародились в философии приблизительно во 2-м тысячелетии до нашей эры. Широко распространенной была гадательная практика, за основу которой бралось именно общение с духами, а также использование разных магических знаков и формул, отдельные фрагменты которых имеет Книга перемен. Все представители философии того времени были той или иной мерой магами и общались с высшими силами.
Древнекитайская философия также формировалась и видоизменялась под влиянием 100 мудрецов, но их имена до сих пор неизвестны. Эти философы и создали линию, которая связывала миф и онтологию. На нее, кстати, впоследствии ссылаются и более поздние китайские философы. В данный временной период появились самые первые произведения китайской образованности, которые считались классическими. Это такие, как Книга песен, являющаяся образцом поэзии, в котором имелось мистическое объяснение природы и основ происхождения вещей или племен. Также к этой линии относится Книга истории или Шу цзин – это такой сборник документов с описаниями. Сюда же следует отнести и Книгу порядка или Ли шу. В ней есть описание того, как организовывались церемонии.
Книга весны и осени
Не меньший интерес представляет Книга весны и осени – это, по сути, хроника государства, его образец и способ решения этических и литературных вопросов. Но, важнейшей из книг считается, конечно, Книга перемен, называемая китайцами Ин цзин. Там содержатся первые из древнекитайских представлений о мире и о человеке, а также переход от мифологизации всего окружающего к его глубокому философскому осмыслению.
Школы философии Древнего Китая, по мнению нынешних историков, появлялись и развивлаись во время «воюющих государств», когда имело место соперничество отмирающей родовой знати и олигархии, постепенно набирающей силу. Постепенно скептический философский взгляд на вещи переосмысливал всю суть природы. Сто разных философских школ, активно между собой соперничающих, определили данный период истории Древнего Китая, как наиважнейший.